podgish (podgish) wrote in i_bergman,
podgish
podgish
i_bergman

Сцены из супружеской жизни. Ингмар Бергман

Ну вот, теперь я взялся кропотливо исследовать творчество Ингмара Бергмана. Меня удивило, что я не сумел найти в интернете приличной рецензии к столь сложным фильмам этого режиссера. Что ж, значит придется самому попотеть для построения монумента великому гению. Это важно еще и для того, чтобы жанр "кино не для всех" не превратился вдруг в пугающий "кино не для кого". В этой статье мы разберем одну из самых ярких и в то же время пожалуй самую простую картину режиссера "Сцены из супружеской жизни". Действительно, картина не столь аллегорична, как например "Осенняя соната" или же "Фанни и Александр". Однако и в ней неопытному зрителю следует указать правильный путь во избежание неправильных выводов и строгого суда.
Однажды в Бонне мне довелось видеть спектакль с одноименным названием "Szenen einer Ehe" и, должен признаться от меня ускользнуло тогда все скрытое, а запомнилась лишь драматическая нотка сюжета. И это говорит не только о маргинальности режиссера, но и о ценности столь любимых им Лив Ульман и Эрланда Юзефсона, которые настолько приковывают внимание зрителя, что через банальные речи прослеживается каждая душевная мука, сопутствующая конфликтам в семье. Актеры настолько вживаются в роль, что заставляют зрителя чувствовать неловкость, связанную с подслушиванием и подсматриванием за семейной четой.
Итак Сцены из супружеской жизни являются практически азбукой, некоим домостроем в семейных отношениях. К этой картине отлично бы подошел эпиграф от Л. Толстого "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по своему". С самого начала картины Бергман предостерегает нас от браков без любви. Мы видим пожилую даму, клиентку главной героини, утверждающую, что она никогда не любила своего мужа. Каждый из нас с той или иной стороны сталкивался с тем, как тяжело быть нелюбимым или как тяжело порвать с нелюбимой, некоторым лишь известно, как сложно порой сознаться себе самому в том, что ты не будешь счастлив с тем или иным человеком, и самое смешное, как тяжело порой просто сказать ему об этом. Многие несчастные годами живут друг подле друга во лжи, боясь разочаровать своего спутника жизни и все глубже затягивая себя в глубокую трясину быта. Этот случай и выражает Бергман, показывая зрителю увядающую женщину, абсолютно несчастную, хватающуюся за последнюю надежду свою. Она была честна со своим мужем и давно рассказала ему о том, что не испытывает к нему никаких чувств. Здесь Бергман аллегоричен. Не следует это понимать дословно. Не все столь честны в отношениях и столь искренне, чтобы решиться на откровенный разговор. Не каждому под силу интеллигентно обсуждать эти проблемы. Иногда мы терзаем наших нелюбимых упреками, полагая, что это и есть тот самый откровеный разговор, полагая, что вот мы и открылись вполне.  Мне лично доводилось быть и объектом недовольства и самому наносить пошлые колкости. Ну как же меня не понять, кажется насмешнику, теперь-то я все сказал и спрос с меня не большой. Как правило такая семья превращается в извечно несчастных людей, сыплющих и терпящих упреки.
Пожилая женщина говорит, что никогда не любила своих детей. Она "была с ними ласкова и была им хорошей матерью, но любить она их не любила". Не спешите обвинять ее. Ведь это говорит не женщина, а Бергман, а так же все несчастные в браке. Режиссер отделяет любовь к детям от разнополой любви. Да, порой женщина может укрыться от проблем в детях и быть при этом счастливой, но герои Бергмана не имеют пола, а проблема нелюбви присуща человеку вообще. Женщина продолжает: "Муж просил меня подождать, пока не подрастут дети и я согласилась". Дети - тот фактор, который сдерживает от распада не только счастливые, но и несчастные семьи. Надо понимать ее монолог так, что с каждой мыслью о спасении из сложившейся социальной катастрофы мы вспоминаем о детях и думаем, что вот они подрастут, тогда... А что тогда Бергман передает в следующих словах: "Я, наверное, кажусь вам странной... Я чувствовала в себе потенциал  к любви, но никогда не любила... Теперь я хочу искать любовь и первым шагом я хочу развестись." И тут нам показывают руки этой женщины. Они покрыты старческой пигментацией и потресканы эрозией времени. Некогда чувственные руки выражают, что их хозяин уже не способен на те чувства, которые он надеется получить от жизни. Любовь ведь это не только секс и ласка, но и та же семья и неразрывная близость, общая радость. Эти руки уже не способны радоваться, на них есть какой-то отпечаток силы, но он угасает, вянет и скоро исчезнет совсем. Теперь становится ясным, почему Бергман выбрал женщину для отображения общей проблемы. Те же чувства, нелюбовь к детям, например, приличнее бы смотрелись на мужчине, но ускользающая красота, сила и душевный упадок, выраженный в угасании глаз, все это куда понятнее смотрится в женском обличии.  Да и сама героиня жалуется на то, что ее чувства притупляются "Вот стол, я могу его потрогать, но не чувствую его, как раньше". Взгляните на этот эпизод и прочувствуйте бергмановскую способность говорить молчанием.

Однако режиссер как бы предостерегает зрителя от веры в большую любовь. На примере друзей семьи, еще одной супружеской пары, потерпевшей фиаско в браке, Бергман рассказывает историю неземных страстей, бурных романов и отчаянных поражений. Герои искренне ненавидят друг друга, они так же, как и в истории с пожилой женщиной, пытаются развестись, но здесь влюбленный и оскорбленный мужчина всячески удерживает свои позиции с целью, не то сильнее уколоть свою неверную жену, не то удержать ее. Все время готовый плакать, он как будто пытается достучаться до ее сердца, но говорит не те вещи, которые он на самом деле хочет сказать ей и окружающим. Всякий из нас испытывал фиаско в бурных и эмоциональных романах. Смысл такой любви заключается как правило в том, что один из любовников лишь позволяет себя любить, а в результате оба ненавидят друг друга.
Любовь по Бергману это не совсем обозначенная идея Толстого, выраженная и в "Войне и мир" и в "Анне Карениной", да и в самой "Крецеровой Сонате". Любовь эта полное понимание друг друга. Стремление к одной цели одними путями. Так герои "Сцен..." прямо говорят об этом в интервью, с которого начинается картина. "Мы решили сойтись без любви..." говорят они и тут же берут друг друга за руки.
По официальной статистике показ "Сцен..." в Швеции вызвал шквал разводов. И это свидетельствует о том, как важно правильно понимать, сложный язык Бергмана. Эффект пожилой дамы присущ всякой любящей паре, он особенно легко проникает в сердца мужской половины, а вот возможность отличить чуткую любовь среди бытовой рутины и предоставляет нам как раз знаменитый режиссер. Своей картиной Бергман рассказывает, насколько хрупка такая любовь. Притупив это чувство в постоянных семейных заботах женщина становится глуха к мужским упрекам. Она полностью закрывается в своем выдуманном мире. А тоска по страсти, в совокупности с мужским эгоизмом бросает мужа в любовную авантюру. Он убежден, что он никогда не любил свою жену, а любовь к детям, очевидно, не является для него большим препятствием. Лишь тогда герои понимают насколько они нуждаются друг в друге. Женщина начинает видеть в бывшем супруге не отца семейства, а хорошего и симпатичного ей друга. В короткие минуты редких встреч, она превращается в юную кокетку интересующуюся его и своими надеждами, мечтающую и вдохновенную личность. Для того чтобы испытать это мужчине потребуется пройти сложный путь со взлетом и падением своей самооценки. Однако здесь начинается драматическая сторона картины, которую лучше продемонстрируют сами актеры под руководством Ингмара Бергмана.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments